Главная » Статьи » Мои статьи

Советские электрогитары, или как развивалось отечественное гитаростроение

Советские электрогитары, или как развивалось отечественное гитаростроение.

Время, когда ещё был Советский Союз, рок был запрещён, джинсы были редкостью и признаком крутости, а у музыкантов, не имевших родственников-моряков дальнего плавания, которые могли бы привезти из Америки какой-нибудь Fender или хотя бы японскую реплику таковых, не было другого выхода, кроме как пользоваться гитарными изделиями отечественных производителей.

 Что это за инструменты? Почему о некоторых ходят легенды, а некоторые практически неизвестны?

 Начнём с того, что в то время (да и всегда) СССР находился в культурной изоляции от всего остального мира, дабы не поддаваться тлетворному влиянию загнивающего Запада. Выпускалась изредка литература с описанием, как подзвучить акустическую гитару («Адаптеризованная гитара» 1960 года выпуска)  или решить вопрос с недостаточной громкостью акустических гитар и создать гитару из твёрдых пород дерева самостоятельно («Адаптеризация музыкальных инструментов» 1966 года).

 Первой книгой, в которой детально освещались вопросы создания электрогитары с нуля, а также сведения о гитарах, звукоснимателях, эффектах и усилителях, стала изданная в 1966 году книга «Новые электромузыкальные инструменты» авторства Б. Г. Корсунского и И. Д. Симонова. В ней можно было почерпнуть схемы, по которым энтузиасты самостоятельно собирали свои гитары. К такому способу музыканты прибегали довольно часто, т.к., например, при средней зарплате инженера 120-150 рублей советская гитара стоила около 130-250 рублей, чешские и гэдээровские Jolana и Musima начинались с нереальных 250 рублей, про гитары Fender даже говорить не приходится, они были недосягаемой мечтой.

 Гитары "Тоника"

 Первой гитарой, которую начали серийно выпускать в СССР, стала знаменитая «Тоника». Изготовление её началось в середине 70-х годов на Ленинградском заводе народных музыкальных инструментов имени Луначарского. К сожалению, отечественные производители пошли не путём изучения опыта западных соседей (ведь любые попытки скооперироваться с Западом карались едва ли не тюрьмой), а решили заново «изобрести велосипед». Так и получилась «Тоника» - с не самой лучшей с точки зрения эстетики формой корпуса (однако весьма удобным для аккордовой игры), вручную (зачастую некачественно) вырезанным пикгардом, головой грифа в стиле Firebird. Причём гитары, изготовленные на разных заводах, отличались некоторыми моментами. Про звучание сказать нечего, оно было откровенно плохим. В магазинах гитара появилась в 1967 году. Стоимость составляла 180 рублей. Дорого, некачественно, некрасиво – но люди покупали их, т.к. иных вариантов попросту не было. Также выпускались вариации «Тоники» в виде 4-струнной бас-гитары, все эти версии выпускались на заводах в Свердловске, Орджоникидзе и Ростове. Новая модель называлась ЭГС-650. Она имела некоторые внешние отличия от исходной модели.

Электрогитара «Тоника ЭГС-650» ленинградского производства.

Гитары «Тоника Арт 405» свердловского, ростовского и орджоникидзевского заводов. Отличия в электронике и некоторых внешних деталях.

  

Гитары "Урал"

 Спустя несколько лет после начала производства «Тоники» уральский завод начал изготавливать собственную модель гитары – "650", "650А" и "650 арт 422"(некоторые отличия в расположении колков и внешних деталях), которая в народе получила название «Урал». Этот инструмент по праву может считаться легендой совкового гитаростроения, хотя сама гитара была не лучшей, хотя и не самой худшей.

 Урал 650 АРТ 422

 Урал 650 АРТ 422р

 Урал 650А

 Урал 510Л

 Этот инструмент отличается крайней несбалансированностью (очень тяжёлый гриф всегда перевешивал, бороться с этим было невозможно), звучание двух датчиков-синглов для сколь-нибудь тяжёлого стиля не подходило, разве что для какого-нибудь гаражного рока или панка.

 Модификация "650А" от простой "650 АРТ 422р" отличалась системой тремоло (почти как у Fender Jaguar) и немного улучшенным грифом. Электронная начинка идентична у обоих гитарах. Это три звукоснимателя-сингла, три крутилки - регулировки тембра и одна - громкости, а также по три кнопки фильтров и включения/выключения звукоснимателей.

Широкое распространение этих гитар и басов произошло из-за массового производства нескольких заводов в Свердловске, Ростове, Орджоникидзе, Борисове. Только на уральском заводе было изготовлено более 100 000 гитар! Также эти инструменты были «стандартом» всех пришкольных ансамблей, ВИА и прочих музыкальных формирований.

  

Гитары "Мария"

На той же ленинградской фабрике в семидесятых был начал выпуск целой линейки электрогитар «Мария». Серия включала в себя шестиструнную и двенадцатиструнную гитары, а также бас-гитару, корпуса которых были изготовлены из пластика. Несмотря на то, что ленинградские акустические гитары считались одними из лучших (точнее, так как остальные были почти «никакими», на их фоне ленинградки были довольно-таки неплохи), однако электрогитары были фактически самыми худшими. Форма корпуса этой серии отдалённо напоминала Gibson ES-335, однако о каких-либо приемлемых акустических способностях пластика говорить даже не приходится, не спасало линейку даже то, что эти гитары были окрашены в цвет «санбёрст» и выглядели вполне себе по-человечески, поэтому эти инструменты подолгу пылились на полках в магазинах.

 

Легендарная «Мария» в виде бас-гитары и шести- и двенадцатиструнной гитары.

 

Экспериментальные «Элгава», бас-гитара «Роден» и стил-гитара.

 В семидесятых годах Московский экспериментальный завод музыкальных инструментов начал выпуск нескольких моделей электрогитар, которые в Советском Союзе считались одними из лучших. Так, это были электрогитара «Элгава», бас-гитара «Роден» и стил-гитара.

 "Элгава" (с тремоло)

 "Элгава"

 

Стил-гитара

 

Бас-гитара "Роден"

 Несмотря на сумасшедший внешний вид этих инструментов, они звучали довольно прилично, особенно на фоне остальной продукции отечественного производства. Электрогитара «Элгава (Уника-2) Арт 412» имела две модификации – с тремоло-машиной и без неё. Корпус был цельным, из пяти кусков различный сортов дерева, обшитый фанерой с обеих сторон. Стоит отметить, что это была самая лёгкая гитара среди советских аналогов (привет, «Урал»). Электрическая схема была едва ли не самой простой – два датчика, кнопки их включения и общие тон и громкость, однако эта схема была столь же надёжной. Анкер, правда, отсутствовал. Электросхема баса была аналогичной.

Стил-гитара («Лэп-стил») была отличной тем, что она была предназначена для игры слайдом, что было нововведением в те времена. В комплекте к стил-гитаре шёл деревянный кофр и стил для игры.

Также Московский завод стоит отметить благодаря производимым педалям эффектов для гитар и некоторым другим электрическим инструментам.

  

Гитары "Аэлита"

 Фабрика в городе Ростов-на-Дону изначально производила упомянутые выше «Тоники», однако спустя время в семидесятых перешла на выпуск собственной продукции под названиями «Аэлита» и лаконично и просто «Бас». После 1979 года электрогитару и бас постигла небольшая модернизация, касающаяся электроники и внешнего вида, а также был начат выпуск новой линейки инструментов «Аэлита-2» и «Бас-2». Наряду с ними производилась электрогитара «Стелла», которая в СССР считалась самым «навороченным» инструментом по части гитарной электроники. Она имела четыре (!) звукоснимателя, стереофонический выход, предусилитель и набор эффектов прямо в корпусе, а по количеству крутилок и кнопок на борту могла смело состязаться с каким-нибудь локомотивом. Что касается материалов, то тут «Стелла» ничем не отличалась от остальных советских собратьев – тот же набор склеенных между собой досок, которые фактически не звучали.

Выходцы ростовской музыкальной фабрики – электрогитары «Аэлита» и «Аэлита-2», бас-гитары «Бас» и «Бас-2», а также продвинутая «Стелла».

 Что касается музыкального завода в городе Орджоникидзе (который, как и ростовский завод, входил в объединение МПО «Кавказ»), то их ассортимент совпадал с тем же ростовским предприятием, однако качество орджоникидзевских гитар было хуже, также были небольшие внешние отличия (как пример выше, фотография с гитарами «Урал» производства разных предприятий).

  

Гитары "Эльта"

 Фабрика «Эльта», расположенная в городе Елец Липецкой области, выпускала в то же самое время электрогитару «Эльта Соло ЭГС-650» с тремоло-машиной и тремя звукоснимателями. Из других особенностей – возможность регулировки мензуры, однако анкер в грифе отсутствует. Электросхема аналогична вышеупомянутым «Уралам» и т.д.

  

Гитары "Львов"

 Львовский завод музыкальных инструментов в семидесятых производил полуакустические гитары и бас-гитары умеренно низкого качества. Бас-гитара данного предприятия отличалась самой длинной (полноразмерной) мензурой среди своих советских собратьев – 840мм против 760мм «Ростова» и «Марии» и 805мм «Баса» и «Баса-2». Грифы этих инструментов изготавливались из трёх кусков бука, дека – из трёхслойной фанеры с характерными вырезами «эфами».

Продукция Львовского завода – полуакустические электрогитара и бас.

  

Гитары "Одесса"

 В Одессе также был налажен выпуск электрических инструментов. Электрогитара Одесса Арт 074/174 по ощущениям от грифа напоминала «Урал», обводы пера грифа были похожи на Музимовские, корпус традиционно изготавливался из нескольких кусков дерева неизвестных пород, обшитых с обеих сторон фанерой, покрашенной под санбёрст. Электросхема была представлена тремя датчиками, двумя парами переключателей (которые ничто не меняли в звуке!), аудиовыходом под миниджек 3,5мм (обычно на советских гитарах был выход 5DIN).  Корпуса изготавливались из сосны. Также на заводе производились басы «Виола».

Электрогитара «Одесса Арт 074/174» и бас-гитара «Виола».

  

Гитары "Форманта", "Соло" и "Бас-1" с белорусской фабрики.

Кроме России и Украины, электрогитары выпускались также и в других республиках.

Так, белорусская фабрике в городе Борисове с восьмидесятых годов выпускала электрогитары «Форманта» и «Соло-2», а также бас-гитару с незатейливым названием «Бас-1». Хотя конкретные названия уже трудно определить, т.к. были и «Соло-1», и «Соло-2», а особых различий между ними не было. Дизайн «Форманты 241 БЛ» был очень схож с японскими гитарами Ibanez и Kavai. Отличительной особенностью борисовских электрогитар было наличие встроенного эффекта «фуз» (а «Соло-2» Арт 254 вообще имела два эффекта – «фуз» и «фейзер»), что делало эти гитары наилучшим вариантом для тяжёлых стилей музыки (к слову, и сами гитары были самыми тяжёлыми среди своих советских собратьевJ). К сожалению, что касалось материалов корпуса, тут всё было традиционно, т.е. на весьма невысоком уровне. Однако гриф имел анкер и возможность регулировки, три звукоснимателя-сингла включались отдельными клавишами и имели отдельные крутилки громкости и тембра. Аудиовыход был 5DIN. Стоит отметить, что деки «Соло-2» и «Баса-2» были совершенно одинаковы, лады были весьма аккуратны, в целом на этих гитарах можно было играть без особого дискомфорта. Несколько версий гитар «Соло-2» отличались дизайном, по технической части различий не было.

Выходцы Борисовской фабрики – «Форманта 241 БЛ», «Соло-2 Форманта 262 БЛ», «Соло-2 254 БЛ», «Бас-1 Соло».

  

Гитары "Крунк"

 Стоит также отметить электрогитары "Крунк" производства ереванской фабрики музыкальных инструментов (Армения). Внешне модель «Крунк-50» очень отдалённо напоминала Fender Musicmaster, корпус и гриф были достаточно удобными и лёгкими, изготавливались из бука. Звучание было относительно чистым, хоть и приглушенным, поэтому гитара подходила для игры на перегрузе. Тремоло-система копировала аналогичный узел с чехословацкой Jolana Star V. Также помимо печальной известной «Марии-Ритм» выпускалась двенадцатиструнная гитара «Крунк» - это были единственные в СССР гитары о 12 струнах. Эта гитара имела три сингла на борту, каждый из которых включался отдельными клавишами, ручки регулировки общей громкости и тона, а также кнопку включения встроенного эффекта «фуз». Гриф имел неудачный, почти квадратный профиль и сильно перевешивал. Это очень редкая модель.

Электрогитару «Крунк-Ани» можно считать одной из немногих действительно удачных моделей на советском пространстве. Довольно тонкий гриф с профилем а-ля Фендер, интересная цветовая гамма корпуса (по типу Gibson Explorer) - зелёно-голубой окрас деки и жёлтый с напылением пикгард, неплохое качество изготовления – это была лучшая гитара иp всех произведённых «армянок». Бас ереванской фабрики модели «Крунк-Ани» имел аналогичную гитаре конструкцию корпуса, два звукоснимателя и две крутилки тона и громкости. Также выпускалась совершенно сумасшедшая для Союза модель – гибрид электрогитары и короткомензурного баса, и даже элетромандолина!

Шедевры ереванской фабрики – электрогитары «Крунк-50», «Крунк-12-струнный», «Крунк-Ани (гитара и бас)», гибрид двухгрифовый и мандолина.

  

Гитары "Адмирал"

 Помимо всех вышеупомянутых инструментов в Союзе выпускались ещё некоторые виды гитар, только информации о них практических нет, иногда сохранились лишь фотографии. Вот, например, гитары и бас-гитары АК Адмирал мастера Александра Алексеевича Краснощёкова – инструменты, которых произвели считанные единицы, однако они полностью соответствовали мировым стандартам гитаростроения – кленовые корпуса (иногда со вставками махогони), цельные грифы с анкерами (и корпуса, и грифы повторяют профиля Fender Stratocaster и Pracision Bass), размеры мензур 630 и 860 мм (электрогитара и бас), 22 и 20 ладов соответственно. Гитара имела два хамбакера с катушками и отсечками на каждый датчик, бас имел два звукоснимателя типа Precision. Это были инструменты действительно высокого качества изготовления и звучания без всяких оговорок.

«Адмиральские» инструменты А.А.Краснощёкова.

 В завершение, окинув взором историю отечественного гитаропрома, можно сделать вывод, что гитары у нас, откровенно говоря, делать не умели. Конечно, ввиду всяческих запретов и трудностей привезти нормально гитару из-за рубежа практически не представлялось возможным, поэтому нашим музыкантам приходилось довольствоваться тем, что было в наличии. Среди этих инструментов были даже относительно неплохие, но основная масса очень сильно не дотягивала до уровня средних зарубежных аналогов. В нынешнее время приобретение советской гитары разумно разве что для коллекции и исторической ценности, что касается звучания и удобства, любая бюджетная  гитара (даже недорогие Cort, Squier или Washburn) обеспечат вполне приемлемый уровень этих показателей.

Больше о гитарах советского периода на сайте Советские гитары

 Мои статьи | SeryiDVD1771 | 07.01.2017 в 13:31 | 21 | 2
Теги: Или, отечественное, развивалось, электрогитары, как, гитаростроение, Советские



Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
РегистрацияВход