Главная » Статьи » Мои статьи

Электрогитары Советского Союза, или как развивалось отечественное электрогитаростроение

Электрогитары Советского Союза, или как развивалось отечественное электрогитаростроение

Во времена, когда ещё был Советский Союз, рок был запрещён, джинсы были редкостью и признаком определённой крутости, а у музыкантов, не имевших родственников-моряков дальнего плавания и дипломатических сотрудников, которые могли бы привезти из Америки какой-нибудь Fender или хотя бы японскую реплику таковых, не было другого выхода, кроме как пользоваться гитарными изделиями отечественных производителей.

 Что это за инструменты? Почему о некоторых ходят легенды, а некоторые практически неизвестны?

 Начнём с того, что в то время (да и не только) СССР находился в культурной изоляции от всего остального мира, дабы не поддаваться тлетворному влиянию загнивающего Запада. Выпускалась иногда литература с описанием, как подзвучить акустическую гитару («Адаптеризованная гитара» 1960 года выпуска)  или решить вопрос с недостаточной громкостью акустических гитар и создать гитару из твёрдых пород дерева самостоятельно («Адаптеризация музыкальных инструментов» 1966 года).

 Первой такой книгой, в которой детально освещались вопросы создания электрогитары с нуля, а также сведения о гитарах, звукоснимателях, эффектах и усилителях, стала изданная в 1966 году книга «Новые электромузыкальные инструменты» авторов Б. Г. Корсунского и И. Д. Симонова. В ней можно было найти схемы, по которым энтузиасты самостоятельно собирали свои гитары. К такому способу музыканты прибегали довольно часто, т.к., например, при средней зарплате инженера 120-150 рублей советская гитара стоила около 130-250 рублей, чешские и гэдээровские Jolan'ы и Musim'ы начинались с нереальных 250 рублей, про гитары Fender даже говорить не приходится, они были недосягаемой мечтой.

Гитары "АККОРД"

Гитары, выпускавшиеся небольшой серией с 1970 по 1972 годы прошлого века на Ленинградском заводе бытового обслуживания АККОРД, делались, несомненно, по мотивам инструментов итальянской фирмы EKO, довольно широко использовавшихся в то время официальными ВИА (по крайней мере характерная форма безошибочно узнаваема).
В силу того, что с той поры минуло уже более сорока лет, а количество произведённых инструментов было сравнительно небольшим (в масштабах СССР, конечно), в наши дни АККОРДы практически не встречаются.

 

Гитары "Тоника"

Первой гитарой, которую начали серийно выпускать в СССР, стала знаменитая «Тоника». Изготовление её началось в середине 70-х годов на Ленинградском заводе народных музыкальных инструментов имени Луначарского. К сожалению, отечественные производители пошли не путём изучения опыта западных соседей (ведь любые попытки скооперироваться с Западом карались едва ли не заключением в тюрьму), а решили заново «изобрести велосипед». Так и получилась «Тоника» - с не самой лучшей с точки зрения эстетики формой корпуса (однако весьма удобным для аккордной игры), вручную (зачастую некачественно) вырезанным пикгардом, головой грифа в стиле Firebird. Причём гитары, изготовленные на разных заводах, отличались некоторыми моментами. Про звучание сказать нечего, оно было откровенно плохим. В магазинах гитара появилась в 1967 году. Стоимость составляла 180 рублей. Дорого, некачественно, некрасиво – но люди покупали их, ибо иных вариантов попросту не было. Также выпускались вариации «Тоники» в виде 4-струнной бас-гитары, все эти версии выпускались на заводах в Свердловске, Орджоникидзе и Ростове. Новая модель называлась ЭГС-650. Она имела некоторые внешние отличия от исходной модели.

Электрогитара «Тоника ЭГС-650» ленинградского производства.

Гитары «Тоника Арт 405» свердловского, ростовского и орджоникидзевского заводов. Отличия в электронике и некоторых внешних деталях.

  

Гитары "Урал"

 Спустя несколько лет после начала производства «Тоники» уральский завод начал изготавливать собственную модель гитары – "650", "650А" и "650 арт 422"(некоторые отличия в расположении колков и внешних деталях), которая в народе получила название «Урал». Этот инструмент по праву может считаться легендой советского гитаростроения, хотя сама гитара была не лучшей, но и не самой худшей.

 Урал 650 АРТ 422

 Урал 650 АРТ 422р

 Урал 650А

 Урал 510Л

 Этот инструмент отличается крайней несбалансированностью (очень тяжёлый гриф всегда перевешивал, бороться с этим было невозможно), звучание двух датчиков-синглов для сколь-нибудь тяжёлого стиля не подходило, разве что для какого-нибудь гаражного рока или панка.

 Модификация "650А" от простой "650 АРТ 422р" отличалась системой тремоло (почти как у Fender Jaguar) и немного улучшенным грифом. Электронная начинка идентична у обоих гитарах. Это три звукоснимателя-сингла, три вертелки - регулировки тембра и одна - громкости, а также по три кнопки фильтров и включения/выключения звукоснимателей.

Широкое распространение этих гитар и басов произошло из-за массового производства нескольких заводов в Свердловске, Ростове, Орджоникидзе, Борисове. Только на уральском заводе было изготовлено более 100 000 гитар! Также эти инструменты были «стандартом» всех пришкольных ансамблей, ВИА и прочих музыкальных формирований.

  

Гитары "Мария"

На той же ленинградской фабрике в семидесятых был начал выпуск целой линейки электрогитар «Мария». Серия включала в себя шестиструнную и двенадцатиструнную гитары, а также бас-гитару, корпуса которых были изготовлены из пластика. Несмотря на то, что ленинградские акустические гитары считались одними из лучших (точнее, так как остальные были почти «никакими», на их фоне ленинградки были довольно-таки неплохи), однако электрогитары были фактически самыми худшими. Форма корпуса этой серии отдалённо напоминала Gibson ES-335, однако о каких-либо приемлемых акустических способностях пластика говорить даже не приходится, не спасало линейку даже то, что эти гитары были окрашены в цвет «санбёрст» и выглядели вполне себе по-человечески приемлемо, поэтому эти инструменты подолгу пылились на полках в магазинах.

 

Легендарная «Мария» в виде бас-гитары и шести- и двенадцатиструнной гитары.

 

Экспериментальные «Элгава», бас-гитара «Роден» и стил-гитара.

 В семидесятых годах Московский экспериментальный завод музыкальных инструментов начал выпуск нескольких моделей электрогитар, которые в Советском Союзе считались одними из лучших. Так, это были электрогитара «Элгава», бас-гитара «Роден» и стил-гитара.

 "Элгава" (с тремоло)

 "Элгава"

 

Лэп-стил-гитара

 

Бас-гитара "Роден"

 Несмотря на сумасшедший внешний вид этих инструментов, они звучали довольно прилично, особенно на фоне остальной продукции отечественного производства. Электрогитара «Элгава (Уника-2) Арт 412» имела две модификации – с тремоло-машиной и без неё. Корпус был цельным, из пяти кусков различный сортов дерева, обшитый фанерой с обеих сторон. Стоит отметить, что это была самая лёгкая гитара среди советских аналогов (привет, «Урал»). Электрическая схема была едва ли не самой простой – два датчика, кнопки их включения и общие тон и громкость, однако эта схема была столь же надёжной. Анкер, правда, отсутствовал. Электросхема баса была аналогичной.

Стил-гитара («Лэп-стил») была отличной тем, что она была предназначена для игры слайдом, что было нововведением в те времена. В комплекте к стил-гитаре шёл деревянный кофр и стил для игры.

Также Московский завод стоит отметить благодаря производимым педалям эффектов для гитар и некоторым другим электрическим инструментам.

  

Гитары "Аэлита"

Музыкальная фабрика в городе Ростов-на-Дону изначально производила вышеупомянутые «Тоники», однако спустя время в семидесятых перешла на выпуск собственной продукции под названиями «Аэлита» и лаконично и просто «Бас». После 1979 года электрогитару и бас постигла небольшая модернизация, касающаяся электроники и внешнего вида, а также был начат выпуск новой линейки инструментов «Аэлита-2» и «Бас-2». Наряду с ними производилась электрогитара «Стелла», которая в СССР считалась самым «навороченным» инструментом по части гитарной электроники. Она имела четыре (!) звукоснимателя, стереофонический выход, предусилитель и набор эффектов прямо в корпусе, а по количеству крутилок и кнопок  могла смело состязаться с каким-нибудь микшерским пультом. Что касается материалов, то тут «Стелла» ничем не отличалась от остальных советских собратьев – тот же набор склеенных между собой досок, которые фактически не звучали.

Выходцы ростовской музыкальной фабрики – электрогитары «Аэлита» и «Аэлита-2», бас-гитары «Бас» и «Бас-2», а также продвинутая «Стелла».

 Что касается музыкального завода в городе Орджоникидзе (который, как и ростовский завод, входил в объединение МПО «Кавказ»), то их ассортимент совпадал с тем же ростовским предприятием, однако качество орджоникидзевских гитар было хуже, также были небольшие внешние отличия (как пример выше, фотография с гитарами «Урал» производства разных предприятий).

  

Гитары "Эльта"

 Фабрика «Эльта», расположенная в городе Елец Липецкой области, выпускала в то же самое время электрогитару «Эльта Соло ЭГС-650» с тремоло-машиной и тремя звукоснимателями. Из других особенностей – возможность регулировки мензуры, однако анкер в грифе отсутствует. Электросхема аналогична вышеупомянутым «Уралам» и т.д. Филиал «Эльты» существовал также в Свердловске Ворошиловградской области (ныне Луганской).

  

Гитары "Львов"

 Львовский завод музыкальных инструментов в семидесятых производил полуакустические гитары и бас-гитары умеренно низкого качества. Бас-гитара данного предприятия отличалась самой длинной (полноразмерной) мензурой среди своих советских собратьев – 840мм против 760мм «Ростова» и «Марии» и 805мм «Баса» и «Баса-2». Грифы этих инструментов изготавливались из трёх кусков бука, дека – из трёхслойной фанеры с характерными вырезами «эфами».

Продукция Львовского завода – полуакустические электрогитара и бас.

  

Гитары "Одесса"

 В Одессе также был налажен выпуск электрических инструментов. Электрогитара Одесса Арт 074/174 по ощущениям от грифа напоминала «Урал», обводы пера грифа были похожи на Музимовские, корпус традиционно изготавливался из нескольких кусков дерева неизвестных пород, обшитых с обеих сторон фанерой, покрашенной под санбёрст. Электросхема была представлена тремя датчиками, двумя парами переключателей (которые ничто не меняли в звуке!), аудиовыходом под миниджек 3,5мм (обычно на советских гитарах был выход 5DIN).  Корпуса изготавливались из сосны. Также на заводе производились басы «Виола».

Электрогитара «Одесса Арт 074/174» и бас-гитара «Виола».

  

Гитары "Форманта", "Соло" и "Бас-1" белорусской фабрики.

Кроме России и Украины, электрогитары выпускались также и в других республиках.

Так, белорусская фабрике в городе Борисове с восьмидесятых годов выпускала электрогитары «Форманта» и «Соло-2», а также бас-гитару с незатейливым названием «Бас-1». Хотя конкретные названия уже трудно определить, т.к. были и «Соло-1», и «Соло-2», а особых различий между ними не было. Дизайн «Форманты 241 БЛ» был очень схож с японскими гитарами Ibanez и Kavai. Отличительной особенностью борисовских электрогитар было наличие встроенного эффекта «фуз» (а «Соло-2» Арт 254 вообще имела два эффекта – «фуз» и «фейзер»), что делало эти гитары наилучшим вариантом для тяжёлых стилей музыки (к слову, и сами гитары были самыми тяжёлыми среди своих советских собратьевJ). К сожалению, что касалось материалов корпуса, тут всё было традиционно, т.е. на весьма невысоком уровне. Однако гриф имел анкер и возможность регулировки, три звукоснимателя-сингла включались отдельными клавишами и имели отдельные крутилки громкости и тембра. Аудиовыход был 5DIN. Стоит отметить, что деки «Соло-2» и «Баса-2» были совершенно одинаковы, лады были весьма аккуратны, в целом на этих гитарах можно было играть без особого дискомфорта. Несколько версий гитар «Соло-2» отличались дизайном, по технической части различий не было.

Выходцы Борисовской фабрики – «Форманта 241 БЛ», «Соло-2 Форманта 262 БЛ», «Соло-2 254 БЛ», «Бас-1 Соло».

  

Гитары "Крунк"

 Стоит также отметить электрогитары "Крунк" производства ереванской фабрики музыкальных инструментов (Армения). Внешне модель «Крунк-50» очень отдалённо напоминала Fender Musicmaster, корпус и гриф были достаточно удобными и лёгкими, изготавливались из бука. Звучание было относительно чистым, хоть и приглушенным, поэтому гитара подходила для игры на перегрузе. Тремоло-система копировала аналогичный узел с чехословацкой Jolana Star V. Также помимо печальной известной «Марии-Ритм» выпускалась двенадцатиструнная гитара «Крунк» - это были единственные в СССР гитары о 12 струнах. Эта гитара имела три сингла на борту, каждый из которых включался отдельными клавишами, ручки регулировки общей громкости и тона, а также кнопку включения встроенного эффекта «фуз». Гриф имел неудачный, почти квадратный профиль и сильно перевешивал. Это очень редкая модель.

Электрогитару «Крунк-Ани» можно считать одной из немногих действительно удачных моделей на советском пространстве. Довольно тонкий гриф с профилем а-ля Фендер, интересная цветовая гамма корпуса (по типу Gibson Explorer) - зелёно-голубой окрас деки и жёлтый с напылением пикгард, неплохое качество изготовления – это была лучшая гитара иp всех произведённых «армянок». Бас ереванской фабрики модели «Крунк-Ани» имел аналогичную гитаре конструкцию корпуса, два звукоснимателя и две крутилки тона и громкости. Также выпускалась совершенно сумасшедшая для Союза модель – гибрид электрогитары и короткомензурного баса, и даже элетромандолина!

Шедевры ереванской фабрики – электрогитары «Крунк-50», «Крунк-12-струнный», «Крунк-75», «Крунк-Ани (гитара и бас)», гибрид двухгрифовый и мандолина.

  

Гитары "Адмирал"

 Помимо всех вышеупомянутых инструментов в Союзе выпускались ещё некоторые виды гитар, только информации о них практически нет, иногда сохранились лишь фотографии. Вот, например, гитары и бас-гитары АК Адмирал мастера Александра Алексеевича Краснощёкова – инструменты, которых произвели считанные единицы, однако они полностью соответствовали мировым стандартам гитаростроения – кленовые корпуса (иногда со вставками махогони), цельные грифы с анкерами (и корпуса, и грифы повторяют профиля Fender Stratocaster и Pracision Bass), размеры мензур 630 и 860 мм (электрогитара и бас), 22 и 20 ладов соответственно. Гитара имела два хамбакера с катушками и отсечками на каждый датчик, бас имел два звукоснимателя типа Precision. Это были инструменты действительно высокого качества изготовления и звучания без всяких оговорок.

«Адмиральские» инструменты А.А.Краснощёкова.

 В завершение, окинув взором историю отечественной гитарной промышленности, можно сделать вывод, что гитары у нас, откровенно говоря, делать не умели (или умели, но не очень). Конечно, ввиду всяческих запретов и трудностей привезти нормально гитару из-за рубежа практически не представлялось возможным, поэтому нашим музыкантам приходилось довольствоваться тем, что имелось в наличии. Среди этих инструментов были даже сравнительно неплохие, но основная масса очень сильно не дотягивала до уровня средних зарубежных аналогов. Ну а теперь, приобретение советской гитары разумно разве что для коллекции и исторической ценности, что касается звучания и удобства, любая бюджетная  гитара (даже недорогие Cort, Squier или Washburn) обеспечат вполне приемлемый уровень этих показателей.

Больше материала о гитарах советского периода на сайте Советские гитары

 Мои статьи | SeryiDVD1771 | 07.01.2017 в 13:31 | 157 | 4
Теги: Или, отечественное, развивалось, электрогитары, как, гитаростроение, Советские


+ 4


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход